Чем болела крупская надежда константиновна. Инесса Арманд и Надежда Крупская - красавица и чудовище? Жизнь после Ленина

Я слышала, что Крупская - страшная и бездетная, а Арманд - красавица и многодетная мать. Что первую Ленин не любил, потому что она была страшной, а вторую обожал, потому что она была красивой. И вот что-то захотелось мне посмотреть на этих двух женщин - на красавицу и чудовище...
Начала я копаться в интернете в поисках информации о них. Сразу же бросилось в глаза, что во всех статьях об отношениях Ленина с этими двумя женщинами размещают фото молодой Инессы (вот, например, как ) и фото старой Крупской... Ну вот типа таких:

Но минуточку... Первое фото 1890-х годов... Инессе на нем 16-18 лет... Она только-только вышла замуж (3 октября 1893 года). После этого она еще и пятерых детей родила... С Владимиром Ульяновым Инесса впервые познакомилась в Париже весной 1909 года. До этого два этих человека никогда не встречались. В год знакомства Ленина с Арманд младшему сыну Инессы Андрею уже исполнилось 5 лет. То есть такой, какая она на фото выше, Ленин Инессу никогда и не видел... Когда они познакомились, ей было 35 лет и выглядела она примерно вот так (фото 1913 года):

Второе фото, на котором изображена Крупская и которое частенько нам демонстрируют для сравнения с Арманд, сделано перед смертью Ленина. Ленин умер в 1924 году. То есть на нем Надежде Крупской где-то 50-55 лет. К этому времени она уже болела базедовой болезнью. Эта болезнь настигла Надежду Константиновну в зрелости. При базедовой болезни увеличивается щитовидная железа, повышается выработка гормонов, больному все время жарко, он потеет, но главное – эта болезнь жестоко уродует внешность. Данная болезнь стала следствием простуд, перенесенных Наденькой Крупской в более молодые годы. Антибиотиков в конце 19-го века не существовало и полностью избавиться от затаившейся в организме инфекции было невозможно. Надежда все время носила в себе эту бомбу... В распухших железах и в простуженных во время тюремного заключения придатках, которые у нее постоянно болели...
Познакомилась же Надежда Крупская с Владимиром Ульяновым в 1894 году. В 25 лет. Вот ее фото 1895 года:

До того, как ее изуродовала базедова болезнь, Наденька Крупская считалась барышней весьма привлекательной. Вот ее фото 1890-х годов, когда было сделано и первое фото Арманд:

Разве она тут чудовище? На мой взгляд, нет. Кстати, сейчас частенько Крупскую сравнивают со Скарлетт Йоханссон:

Вот они с одинаковыми прическами:

Да, Крупская одета не так шикарно, как Арманд, да, волосы не уложены так красиво и нет и следа косметики на лице. У них была разная жизнь и разный уровень достатка в тот период. Арманд родилась во Франции, в Париже. Ее отец был известным оперным певцом. Мама актриса-комик (англо-французского происхождения, но русского подданства) тоже была оперной певицей. Родители Инессы принадлежали к творческой французской богеме.

Крупская родилась в бедной дворянской семье в России, в Санкт-Петербурге. Отец - поручик, мама - гувернантка.

И Инесса, и Надежда, обе рано потеряли отцов. Но после этого их жизни складывались опять же по-разному.
Совсем юной Инесса вышла замуж за Александра Арманда, сына купца первой гильдии Е. И. Арманда, крупнейшего российского текстильного промышленника. Семья Арманд была по-настоящему богатой. Источником благосостояния Армандов служили текстильные фабрики, лесные угодья, доходные дома и многое другое...
После смерти единственного кормильца семья Крупских оказалась на грани нищеты. Отец Надежды считался "неблагонадежным" из-за связи с народниками, поэтому пенсию за него семья получала небольшую. Надя не вышла рано замуж как Инесса. Она стала учиться. Вначале в частной гимназии княгини Оболенской. Получив диплом "домашняя наставница", Надежда сразу же начала работать при гимназии, готовя к экзаменам учениц. Потом она училась на Бестужевских курсах: для своего времени окончание этих курсов фактически приравнивалось к получению дополнительного и очень престижного образования. По воспоминаниям современников "ее не интересовали платья, юбки, прически - все мишура. Да и для чего? Чтобы вызвать зависть у подружек? В начале жизненного пути на это у нее не было денег..." Ариадна Тыркова пишет, что в те годы Крупская была хороша собой: "У Нади была белая, тонкая кожа, а румянец, разливавшийся от щек на уши, на подбородок, на лоб, был нежно-розовый"...
А потом... Инесса прожила с мужем 9 лет и родила ему четырех детей - 2 дочерей и 2 сыновей. И... 30-летняя Инесса ушла от мужа к его младшему 18-летнему брату Владимиру, от которого родила сына, Андрея.

Под влиянием Владимира увлеклась революционной борьбой. Владимир и Инесса вначале жили в Неаполе, потом на Швейцарской Ривьере, а затем возвратились в Москву. Поселились они на Остоженке, сняв роскошную квартиру в доме купца Егорова. В начале января 1909 года Владимир скончался.
В этом же году в Брюсселе состоялась историческая встреча Инессы Арманд с Владимиром Ульяновым. Ему было 39, ей - 35. Владимир Ильич предложил Инессе работу домоуправительницы в своем доме в Париже... Она согласилась... И они стали жить втроем... "Тебя я в то время боялась пуще огня, - писала Арманд Ленину в 1913 году. - Хочется увидеть тебя, но лучше, кажется, умерла бы на месте, чем войти к тебе, а когда ты почему-либо заходил в комнату Н. К. (Надежде Крупской), я сразу терялась и глупела..." В феврале 1917 года Владимир Ульянов, Надежда Крупская и Инесса Арманд вернулись в одном купе в Россию...
Бытует мнение, что жена вождя знала о связи Ленина и Арманд, но не препятствовала. Как свидетельствовала Коллонтай, Ленин сам во всем признался жене. Крупская даже предлагала мужу развод, но Ленин не согласился на такой шаг...
Вам не кажется, что Арманд с юности пристраивалась к мужчинам?... Мне почему-то так показалось...
И еще. Крупская прошла и тюрьмы, и ссылки. Она получила во время длительного тюремного заключения воспаление придатков яичников, из-за которого потом не могла иметь детей. Арманд пытались тоже посадить. Два раза. Каждый раз ее вытаскивали оттуда ее мужчины. Из ссылки на север России в Мезень Арманд по подложному паспорту выехала в Швейцарию с помощью эсеров, к которым принадлежал ее молодой сожитель Владимир Арманд. В 1912 году за подпольную работу снова была арестована, но благодаря бывшему мужу, родному брату своего сожителя, от которого было 4 детей, была освобождена под залог...
Ну и вопрос о детях. Всегда, когда говорят о Крупской и Арманд, подчеркивают, что Крупская была бездетной, а у Арманд было 5 детей. Так вот детей воспитывал первый муж Инессы – более того, Александр Евгеньевич усыновил и Андрея, который приходился ему племянником.

В 46 лет Инесса заразилась холерой и умерла. Подруга Арманд Александра Коллонтай прямо утверждала: "Смерть Инессы ускорила его (Ленина) болезнь, ставшую роковой..." Владимир Ильич Ленин пережил Инессу Арманд всего на три года...
Когда Ленин умер, Крупская обратилась к правительству с просьбой захоронить его останки вместе с прахом Инессы Арманд. Сталин отверг это предложение...
Крупская до конца жизни поддерживала с детьми Инессы близкие отношения... Дочь Варвара стала художницей, Инна всю жизнь проработала в Институте марксизма-ленинизма, Федор был летчиком, Александр – известным ученым в области теплотехники. Гвардии капитан Андрей Александрович Арманд погиб в 1944 году. Он похоронен: в литовском городе Мариямполе, детей у него не было...

Надя Крупская родилась 26 февраля (по новому стилю) 1869 года в Санкт-Петербурге в небогатой дворянской семье. Отец Константин Игнатьевич после окончания Кадетского корпуса получил должность начальника уезда в польском Гроеце, а мать Елизавета Васильевна - работала гувернанткой. Отец умер, когда Наде Крупской было 14 лет, так как отец считался «неблагонадежным» из-за связи с народниками, то пенсию за него в семье получали небольшую.Надежда жила вместе с матерью Елизаветой Васильевной.

Крупская училась в Петербурге в частной гимназии княгини Оболенской, дружила с А.Тырковой-Вильямс, будущей женой П.Б.Струве . Окончила гимназию с золотой медалью , увлекалась , была «толстовкой». Окончив восьмой педагогический класс. Крупская получила диплом домашней наставницы и успешно преподает, готовя к экзаменам учениц гимназии княгини Оболенской. Затем училась на Бестужевских курсах.
Осенью 1890 года Надя бросает престижные женские Бестужевские курсы. Она штудирует книги Маркса и Энгельса, ведет занятия в социал - демократических кружках. Специально для изучения марксизма вызубрила немецкий.

Знакомство Надежды Крупской с Владимиром Ульяновым

В январе 1894 года в Петербург приезжает молодой революционер . За спиною скромного, двадцатичетырехлетнего провинциала было, однако, немало переживаний: внезапная смерть отца, казнь старшего брата Александра, смерть от тяжелой болезни любимой сестры Ольги. Он прошел слежку за собой, арест, легкую ссылку в имение матери.

В Петербурге Ульянов устанавливает легальные и нелегальные связи с марксистами города, руководителями некоторых социал-демократических кружков, заводит новые знакомства. В феврале на квартире инженера Классона состоялась встреча группы марксистов города. Владимир знакомится с двумя активистками - Аполлинарией Якубовой и Надеждой Крупской.

После этого Ульянов часто встречается с подругами, как вместе, так и порознь. По воскресеньям он обычно наносил визиты в семью Крупских.

«До женитьбы в июле 1898 года в Шушенском на Надежде Крупской известно лишь одно заметное «ухаживание» Владимира Ульянова, – утверждает историк Дмитрий Волкогонов. – Его серьезно привлекала подруга Крупской – Аполлинария Якубова, тоже социалистка и учительница.
Уже не очень молодой Ульянов (ему тогда перевалило за двадцать шесть) сватался к Якубовой, однако встретил вежливый, но твердый отказ. Судя по ряду косвенных признаков, неудачное сватовство не стало заметной драмой будущего вождя российских якобинцев…»

Владимир Ильич сразу поразил Надежду Крупскую своими лидерскими задатками. Девушка попыталась заинтересовать будущего вождя – во-первых, марксистскими разговорами, которые обожал Ульянов, а во-вторых, стряпней своей матушки. Елизавета Васильевна, увидев его у себя дома, была счастлива. Она считала дочь непривлекательной и счастья в личной жизни ей не пророчила. Можно предположить, как обрадовалась она за свою Наденьку, когда увидела в своем доме приятного молодого человека из хорошей семьи!

С другой стороны, став невестой Ульянова, Надя не вызывала большого восторга у его семейства: там находили, что у нее уж очень «селедочный вид». Под этим утверждением подразумевалось прежде всего то, что у Крупской глаза были навыкате, как у рыбы, – один из признаков обнаруженной позднее базедовой болезни, из-за которой, предполагают, Надежда Константиновна не могла иметь детей. Сам Владимир Ульянов к «селедочности» Надюши относился с юмором, присвоив невесте соответствующие партийные клички: Рыба и Минога .

Уже находясь в заключении, он предложил Наденьке стать его женой. «Что ж, женой так женой», – ответила она.

Будучи сосланной на три года в Уфу за свою революционную деятельность, Надя решила, что отбывать ссылку с Ульяновым будет веселее. Поэтому она попросила отправить ее в Шушенское Минусинского уезда, где уже находился жених, и, добившись разрешения полицейских чинов, вместе с матерью последовала за своим избранником.

Надежда Крупская и Владимир Ульянов в Шушенском

Первое, что будущая теща сказала Ленину при встрече: «Как вас разнесло-то!» Ильич в Шушенском хорошо питался и вел здоровый образ жизни: регулярно охотился, ел свою любимую сметану и прочие крестьянские лакомства. Жил будущий вождь в избе крестьянина Зырянова, но после приезда невесты стал приискивать другое жилье – с комнатой для тещи.

Приехав в Шушенское, Елизавета Васильевна настояла, чтобы брак был заключен без промедления, причем «по полной православной форме». Ульянов, которому было уже двадцать восемь, и Крупская, старше его на один год, подчинились. Началась долгая волокита с разрешением на брак: без этого Наде с матерью нельзя было жить вместе с Ильичем. Но разрешения на свадьбу не давали без вида на жительство, который, в свою очередь, был невозможен без брака… Ленин отправлял в Минусинск и Красноярск жалобы на произвол властей, и наконец к лету 1898 года Крупской разрешили стать его женой. Венчание происходило в Петропавловской церкви, на невесте были белая блузка и черная юбка, на женихе – обычный, весьма потертый коричневый костюм. Следующий свой костюм Ленин сшил только в Европе…

Владимир пригласил на свадьбу Кржижановского, Старкова, других друзей из ссыльных. 10 июля 1898 года состоялась скромная свадьба, на которой свидетелями были простые крестьяне из Шушенского. На свадьбе веселились и пели так громко, что хозяева избы заходили попросить утихомириться…

«Мы ведь молодоженами были, – вспоминала Надежда Константиновна о жизни в Шушенском, – и это скрашивало ссылку. То, что я не пишу об этом в воспоминаниях, вовсе не значит, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти…»

Мужем Ильич оказался заботливым. В первые же послесвадебные дни нанял для Нади пятнадцатилетнюю девочку-помощницу: управляться с русской печью и ухватом Крупская так и не научилась. А кулинарные способности молодой супруги даже у близких людей отбивали аппетит. Когда Елизавета Васильевна умерла в 1915 году, пришлось супругам до самого возвращения в Россию питаться в дешевых столовых. Надежда Константиновна признавалась: после смерти ее матери «еще более студенческой стала наша семейная жизнь».

Надежда Константиновна сразу становится «домашней», незаменимой при подборе материала, переписке отдельных фрагментов. Некоторые главы своих рукописей Ульянов читает супруге, однако с ее стороны критических замечаний всегда мало.

Для молодой женщины семья всегда связана не только с мужем, но и с детьми. Так было суждено, что этот брак оказался бездетным. Супруги никогда публично, даже с близкими людьми, не делились своей болью по этому поводу. Правда, Владимир Ильич в одном из писем к матери, когда они уже уехали из Шушенского, довольно прозрачно сказал о болезни жены (она в то время не была с ним в Пскове). «Надя, - писал Ульянов, - должно быть, лежит: доктор нашел (как она писала с неделю тому назад), что ее болезнь (женская) требует упорного лечения, что она должна на 2-6 недель лечь. Я ей послал еще денег (получил 100 р. от Водовозовой), ибо на лечение понадобятся порядочные расходы...». Позже, уже за границей, Крупская заболела базедовой болезнью, пришлось делать операцию. В письме матери Ульянов сообщал, что Надя «была очень плоха - сильнейший жар и бред, так что я перетрусил изрядно...».

Кое-кто из ленинского окружения намекал, что Владимиру Ильичу нередко попадает от супруги. Г. И. Петровский , один из его соратников, вспоминал: «Мне приходилось наблюдать, как Надежда Константиновна в ходе дискуссии по разным вопросам не соглашалась с мнением Владимира Ильича. Это было очень интересно. Возражать Владимиру Ильичу было очень трудно, так как у него все продумано и логично. Но Надежда Константиновна подмечала «погрешности» и в его речи, чрезмерное увлечение чем-нибудь… Когда Надежда Константиновна выступала со своими замечаниями, Владимир Ильич посмеивался и затылок почесывал. Весь его вид говорил, что и ему иногда попадает».

Надежда Крупская и Владимир Ульянов за границей

Оказавшись за границей, Крупская быстро приняла тот щадяще прогулочный режим, которого придерживался Ульянов. Из Женевы Владимир Ильич пишет: «...все еще веду летний образ жизни, гуляю, купаюсь и бездельничаю»; из Финляндии: «Здесь отдых чудесный, купанье, прогулки, безлюдье, безделье. Безлюдье и безделье для меня лучше всего...» Из Франции: «Мы едем на отдых в Бретань, вероятно, в эту субботу...»

Полтора десятка лет провели Ульяновы за рубежом. Постоянного источника дохода у них не было. До начала войны Надежда Крупская получила наследство от своей тетки, умершей в Новочеркасске; кроме того, Анна с Елизаровым и Мария продолжали эпизодически высылалать деньги Владимиру...

В конце декабря 1909 года супруги после долгих колебаний переехали в Париж, где Ульянову было суждено встретиться с . Прелестная француженка, очаровательная жена богача Арманда, одинокая ссыльная, пламенная революционерка, истая большевичка, верная ученица Ленина, многодетная мать. Судя по переписке Владимира и Инессы (значительная часть которой сохранилась), можно сделать вывод, что отношения этих людей были озарены светлыми чувствами.

Как рассказывала А. Коллонтай , «вообще Крупская была в курсе. Она знала, что Ленин был очень привязан к Инессе, и не раз выражала намерение уйти. Ленин удержал ее».

Надежда Константиновна считала, что в Париже пришлось провести самые тяжелые годы эмиграции. Но она не устраивала сцен ревности и смогла установить с красивой француженкой внешне ровные, даже дружеские отношения. Та отвечала Крупской тем же...

Супруги сохранили между собой теплые отношения. Надежда Константиновна волнуется за мужа: «С самого начала съезда нервы Ильича были напряжены до крайности. Бельгийская работница, у которой мы поселились в Брюсселе, очень огорчалась, что Владимир Ильич не ест той чудесной редиски и голландского сыру, которые она подавала ему по утрам, а ему было и тогда уже не до еды. В Лондоне же он дошел до точки, совершенно перестал спать, волновался ужасно».

Владимир ценит жену и соратницу: «Ильич лестно отзывался о моих обследовательских способностях... я стала его усердным репортером. Обычно, когда мы жили в России, я могла много свободнее передвигаться, чем Владимир Ильич, говорить с гораздо большим количеством ролей. По двум-трем поставленным им вопросам я уже знала, что ему хочется знать, и глядела вовсю», - писала Крупская спустя много лет после смерти мужа.

Скорее всего, без верной подруги Владимир Ильич никогда не добился бы всех своих ошеломляющих успехов.

Долгожданное чаще всего приходит неожиданно. «Однажды, когда Ильич уже собрался после обеда в библиотеку, а я кончила убирать посуду, пришел Бронский со словами: «Вы ничего не знаете?! В России революция!» Мы пошли к озеру, там на берегу под навесом вывешивались все газеты... В России действительно была революция».

Возвращение Надежды Крупской и Владимира Ульянова в Россию

Они возвратились в феврале 1917 году в Россию, мыслями о которой жили повседневно и в которой не были много лет. В пломбированном вагоне Владимир Ульянов , Надежда Крупская и ехали в одном купе.

В России Надежда Константиновна Крупская встречается с мужем урывками, но держит его в курсе всех дел. А он, видя ее способности, все больше нагружает Крупскую делами.

Осенью семнадцатого года стремительно нарастают события. Днем 24 октября Надежду Константиновну находят в Выборгской районной думе и передают записку. Она раскрывает ее. Ленин пишет в ЦК большевиков: «Промедление в восстании смерти подобно».

Крупская понимает - час настал. Она бежит в Смольный. С этой минуты она неразлучна с Лениным, но эйфория счастья и успеха прошла быстро. Жестокие будни съели радость.

Летом 1918 года Крупская поселилась в Кремле в скромной, специально оборудованной для нее с Лениным маленькой квартирке. Она не возражала.

А потом была Гражданская война. Борьба с контрреволюцией. Болезни Надежды Константиновны. Выстрел эсерки в Ленина. Смерть Инессы Арманд ...

Внезапная болезнь мужа испугала Надежду Константиновну. Что бы там ни говорили, супруги были привязаны друг к другу. Елизавета Драбкина вспоминает рассказ своего друга, курсанта кремлевских курсов Вани Троицкого, как однажды, когда он поздно вечером дежурил на посту у квартиры Ленина в Кремле, Владимир Ильич попросил его, если он услышит внизу на лестнице шаги Надежды Константиновны, задержавшейся на каком-то заседании, постучать в дверь и позвать его. Ваня вслушивался в ночную тишину. Все было тихо. Но вдруг отворилась дверь квартиры, и быстро вышел Владимир Ильич.

Никого нет, - сказал Ваня.
Владимир Ильич сделал ему знак.

Идет, - прошептал он заговорщически и сбежал вниз по лестнице, чтобы встретить Надежду Константиновну: она шла, ступая со всем тихо, но он все же услыхал».

Болезнь Владимира Ильича Ленина

Ухудшение самочувствия и ярко выраженные признаки заболевания появились у Ленина ранней весной 1922 года. Все симптомы указывали на обыкновенное умственное переутомление: сильные головные боли, ослабление памяти, бессонница, раздражительность, повышенная чувствительность к шуму. Однако доктора разошлись в определении диагноза. Немецкий профессор Клемперер считал главной причиной головных болей отравление организма свинцовыми пулями, которые не были извлечены из тела вождя после ранения в 1918 году. В апреле 1922-го ему сделали операцию под местным наркозом и одну из пуль в области шеи все-таки вытащили. Но самочувствие Ильича не улучшилось. И вот Ленин сражен первым приступом болезни. Крупская по долгу и праву жены дежурит у постели Владимира Ильича. Над больным склоняются лучшие врачи и выносят вердикт: полный покой. Но дурные предчувствия не покидали Ленина, и он взял со Сталина страшное обещание: дать ему цианистого калия в том случае, если вдруг постигнет удар. Паралича, обрекавшего на полную, унизительную беспомощность, Владимир Ильич боялся больше всего на свете.

Центральный Комитет ВКП(б) поручает своему генсеку товарищу ответственность за соблюдение режима, установленного врачами.

21 декабря 1922 года Ленин попросил, а Крупская написала под его диктовку письмо по поводу монополии внешней торговли.

Узнав об этом, Сталин по телефону не пожалел грубых слов для Надежды Константиновны. И в завершении сказал: она нарушила запрет врачей, и он передаст дело о ней в Центральную Контрольную комиссию партии.

Ссора Крупской со Сталиным произошла через несколько дней после начала болезни Ленина, в декабре 1922 года. Ленин же узнал о ссоре только 5 марта 1923 года и продиктовал секретарше письмо Сталину: «Вы имели грубость позвать мою жену к телефону и обругать ее. Хотя она вам и выразила согласие забыть сказанное, но тем не менее этот факт стал известен через нее же Зиновьеву и Каменеву. Я не намерен забывать так легко то, что против меня сделано, а нечего говорить, что сде ланное против жены я считаю сделанным и против меня. Поэтому прошу вас взвесить, согласны ли вы взять сказанное назад и извиниться или предпочитаете порвать между нами отношения».

После диктовки Ленин был очень взволнован. Это заметили и секретарши, и доктор Кожевников.

На следующее утро он попросил секретаршу перечитать письмо, передать лично в руки Сталину и получить ответ. Вскоре после ее ухода его состояние резко ухудшилось. Поднялась температура. На левую сторону распространился паралич. Ильич уже навсегда лишился речи, хотя до конца своих дней понимал все, что с ним происходит.

В эти дни Надежда Константиновна, по всей видимости, все же сделала попытку прекратить страдания мужа. Из секретной записки Сталина от 17 марта членам Политбюро известно, что она «архиконспиративно» просила дать Ленину яд, сказав, что пыталась это сделать сама, но у нее не хватило сил. Сталин вновь пообещал «проявить гуманизм» и вновь не сдержал слова…

Почти еще целый год Владимир Ильич жил. Дышал. Крупская не отходила от него.

21 января 1924 года в 6 часов 50 минут вечера Ульянов Владимир Ильич , 54 лет, скончался .

Ни слезинки не увидели люди в глазах Крупской в дни похорон. Надежда Константиновна говорила на панихиде, обращаясь к народу и партии: «Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память - всему этому он придавал при жизни такое малое значение, так тяготился этим. Помните, что многое еще не устроено в нашей стране...»

Жизнь Надежды Константиновны Крупской без Владимира Ильича Ленина

Крупская пережила мужа на пятнадцать лет. Давняя болезнь мучила и изнуряла ее. Она не сдавалась. Каждый день работала, писала рецензии, давала указания, учила жить. Написала книгу воспоминаний. Наркомпрос, где она работала, окружил ее любовью и почитанием, ценя природную душевную доброту Крупской, уживавшуюся вполне мирно с с уровыми идеями.

Надежда Константиновна пережила мужа на пятнадцать лет, полных склок и интриг. Когда вождь мирового пролетариата умер, Сталин вступил с его вдовой в яростную борьбу, не собираясь ни с кем делить власть. Надежда Константиновна умоляла похоронить мужа, но вместо этого его тело превратили в мумию…

«Летом 1930 года перед XVI съездом партии в Москве проходили районные партийные конференции, – пишет в своей книге «Они окружали Сталина» историк Рой Медведев. – На Бауманской конференции выступила вдова В. И. Ленина Н.К.Крупская и подвергла критике методы сталинской коллективизации, заявив, что эта коллективизация не имеет ничего общего с ленинским кооперативным планом. Крупская обвиняла ЦК партии в незнании настроений крестьянства и в отказе советоваться с народом. «Незачем валить на местные органы, – заявила Надежда Константиновна, – те ошибки, которые были допущены самим ЦК».

Когда Крупская еще произносила свою речь, руководители райкома дали знать об этом Кагановичу, и он немедленно выехал на конференцию. Поднявшись на трибуну после Крупской, Каганович подверг ее речь грубому разносу. Отвергая ее критику по существу, он заявил также, что она как член ЦК не имела права выносить свои критические замечания на трибуну районной партийной конференции. «Пусть не думает Н. К. Крупская, – заявил Каганович, – что если она была женой Ленина, то она обладает монополией на ленинизм».

В 1938 году писательница Мариэтта Шагинян обратилась к Крупской по поводу рецензии и поддержки ее романа о Ленине «Билет по истории». Надежда Константиновна ответила ей подробным письмом, чем вызвала страшное негодование Сталина. Разразился скандал, ставший предметом обсуждения ЦК партии.

«Осудить поведение Крупской, которая, получив рукопись романа Шагинян, не только не воспрепятствовала появлению романа на свет, но, наоборот, всячески поощряла Шагинян, давала о рукописи положительные отзывы и консультировала Шагинян по различным сторонам жизни Ульяновых и тем самым несла полную ответственность за эту книжку. Считать поведение Крупской тем более недопустимым и бестактным, что т. Крупская сделала все это без ведома и согласия ЦК ВКП(б), превращая тем самым общепартийное дело составления произведений о Ленине в частное и семейное дело и выступая в роли монополиста и истолкователя общественной и личной жизни и работы Ленина и его семьи, на что ЦК никому и никогда прав не давал…»

Загадка смерти Надежды Константиновны Крупской

Смерть ее была загадочной. Она наступила в преддверии XVIII съезда партии, на котором Надежда Константиновна собиралась выступить. Днем 24 февраля 1939 года в Архангельском ее навестили друзья, чтобы отметить приближающееся семидесятилетие хозяйки. Был накрыт стол, Сталин прислал торт. Все дружно ели его. Надежда Константиновна казалась весьма оживленной… Вечером ей внезапно стало плохо. Вызвали врача, но он почему-то приехал через три с лишним часа. Диагноз поставили сразу: «острый аппендицит-перитонит-тромбоз». Необходимую срочную операцию почему-то не сделали. Через три дня Крупская умерла в страшных муках в возрасте семидесяти лет.

Сталин лично нес урну с прахом Крупской.

Парадоксально, но в современной отечественной историографии и исторической публицистике, посвящённой Н.К. Крупской, сложилось два прямо противоположных, даже взаимоисключающих мнения. Одни исследователи считают эту женщину едва ли не основным виновником, незаметным, но мощным двигателем событий, перевернувших историю России ХХ века. Другие, напротив, склонны отводить Крупской скромную роль безгласной, нелюбимой супруги «вождя мирового пролетариата», о которой никто бы никогда и не вспомнил, если бы она не являлась его единственной официальной женой. Тем не менее, Н.К. Крупская вошла в историю лишь благодаря тому, что её судьба оказалась самым тесным образом связана с судьбой В.И. Ленина. Против этого возразить невозможно.

Всю биографию Надежды Константиновны принято делить на три, далеко не равные по значению части: до Ленина (1869-1898), с Лениным (1898-1924) и после Ленина (1924-1939). Получается, что большую часть своей сознательной жизни Н.К. Крупская провела рядом со своим знаменитым мужем. В ссылках, в эмиграции, в Советской России они почти не расставались. Но как раз о супружеских отношениях четы Ульяновых известно так мало, что историки и сегодня не берутся что-либо всерьёз отрицать или утверждать. Конечно, на фоне бурного романа с Инессой Арманд семейная жизнь Ленина выглядит малоинтересной и скучной. Да и можно ли называть бездетный союз двух пламенных революционеров семьёй? Быть может, судьба свела их вместе только затем, чтобы получился слаженный «тандем» единомышленников, великолепный механизм для переработки и претворения в жизнь марксистской теории? Кто знает?..

В советское время Надежда Константиновна Крупская вовсе не была причислена к «пантеону» непогрешимых вождей. Её истинные взгляды на происходящее после смерти Ленина в партийном аппарате и стране, как правило, тщательно замалчивались. Сделав из Ленина неприкасаемый символ, сталинское руководство лишило самого близкого ему человека (жену) не только права распорядиться телом умершего, но и права распоряжаться своей собственной памятью о нём. За все 15 лет жизни без Ленина Крупская ни разу не «вышла за рамки». Она не сообщила ничего, что могло бы идти вразрез с уже созданным и отретушированным образом «самого человечного из людей», не позволила себе припомнить ни одной интимной подробности или слабости супруга, чтобы разбить старательно слепленный потомками, почитаемый идол. Крупская умела хранить тайны? Да.

Поэтому, говоря о её жизни, мы и сегодня вынуждены довольствоваться лишь краткими биографическими сведениями, воспоминаниями очевидцев и явным советским мифотворчеством. Всё это даёт почву для самых нелепых предположений, обвинений, исторических загадок и новых мифов уже «постсоветской» и «постперестроечной» эпохи…

До Ленина

Надежда Константиновна Крупская родилась в Петербурге, в бедной дворянской семье. Отец - поручик Крупский Константин Игнатьевич (1838-1883) участвовал в подавлении польского восстания, был не чужд революционно-демократическому движению и никакого состояния семье не оставил. Мать - гувернантка Елизавета Васильевна Тистрова (1843-1915) воспитывала дочь одна, жила на получаемую пенсию, подрабатывала уроками.

Описание ранних лет Надежды Константиновны мало похожи на человеческую биографию. Даже в воспоминаниях подруг её детства и юности редко проскальзывают тёплые, с изюминкой, нестандартные детали, нет никаких интересных случаев: всё ровно, скучно, спокойно, будто речь идёт о роботе. Между тем, молодая Наденька тоже самоутверждалась и оригинальничала, но так своеобразно, что никто из биографов этого даже не понял. Ещё в годы обучения в гимназии она увлеклась Л.Н.Толстым и его учением, была последовательной «толстовкой». В 1889 году Крупская поступила на престижные Высшие женские курсы в Петербурге, но проучилась там всего год. В 1890 году, будучи слушательницей курсов, она вступила в марксистский кружок и с 1891 по 1896 годы преподавала в рабочей школе. Вместо того, чтобы думать о нарядах и мечтать о женихах, благородная барышня занималась пропагандистской работой, вызубрила немецкий язык, дабы наслаждаться Марксом в оригинале. Многие отмечали внешнюю непривлекательность Надежды Константиновны, но если присмотреться к её юношеским фотографиям - ничего отталкивающего в них нет. Напротив, довольно симпатичная «тургеневская» девушка. Может, дело было в полном отсутствии того, что называют обаянием и женской привлекательностью? Иначе чем же объяснить, что к тридцати годам все интересы Надежды Константиновны были сосредоточены на марксизме? Она никогда не занималась домашним хозяйством, даже не пыталась создать семью, а её мать была рада любому жениху, который вдруг переступил бы порог их дома…

Жизнь с Лениным

Владимира Ульянова Надя впервые увидела в своей рабочей школе в 1894 году. Теперь биографы могут лишь предполагать, кто и кого поразил тогда решительностью и безапелляционностью суждений. Владимир Ильич в ту пору был лишь молодым провинциалом, которому наверняка хотелось завести знакомство, а может быть, и жениться на столичной жительнице. Историк Дмитрий Волкогонов утверждает, что молодой Ульянов «приударял» сперва за подругой Надежды Константиновны, тоже учительницей рабочей школы Аполлинарией Якубовой. Но та вежливо отвергла его предложение руки и сердца. Тогда «жених» уже из тюрьмы прислал аналогичное предложение Надежде, и та его приняла.


В Шушенское невеста, как известно, явилась в сопровождении мамы. Елизавета Васильевна всю оставшуюся жизнь следовала за Ульяновыми, исполняя роль экономки и домашней прислуги. Позаботиться о себе и о муже, создать семейный уют, тридцатилетняя Надежда Константиновна была не в состоянии. После смерти мамы (1915 год) до самого возвращения в Россию Ленин и Крупская питались в дешёвых столовках. «Ещё более студенческой стала наша семейная жизнь», - признавалась Надежда Константиновна в своих воспоминаниях. Тем не менее, беспомощность супруги в быту никак не отразилась на более важном для Владимира Ильича идейном союзе. Крупская писала, что главным для них была возможность «поговорить по душам о школах, о рабочем движении». А по ночам в Шушенском они мечтали о том, как будут участвовать в массовых демонстрациях рабочих…

Изначально брак предполагался фиктивный – «товарищ женщина» и «товарищ мужчина» поддержали друг друга в трудной ситуации, но будущая тёща вождя настояла, чтобы брак был заключён без промедления, причём «по полной православной форме». Пламенные революционеры подчинились. Обряд венчания был совершён 10 июля 1898 года в Петропавловской церкви села Шушенское. Официально Надежда взяла фамилию мужа, но практически никогда её не употребляла, оставшись для всех «товарищем Крупской» до конца своих дней.

Семья Ильича была не в восторге от его жены: в их представлении – скучной старой девы. Особой непримиримостью отличалась старшая сестра Ленина, Анна. Больше всего Анну Ильиничну раздражали сплетни о «нежной дружбе» Крупской со ссыльным революционером Виктором Курнатовским, с которым она познакомилась в той же сибирской ссылке. В воспоминаниях Надежды Константиновны обнаружен небольшой рассказ о том, как они прогуливались вдвоём: «Курнатовский показывал мне сахарный завод недалеко от Шушенского. Но путь туда был не близкий. Во время пути мы шли через лес и поле. Тогда было зелено вокруг – красота». Сегодня историки и биографы Крупской, вслед за «догадливой» сестрицей Ленина, склонны трактовать это мимолётное описание окружающей природы едва ли не как эротическое воспоминание. Однако Шушенское – не Петербург. В сельском поселении, где все на виду, скрыть «роман» Наденьки с Курнатовским было совершенно невозможно, но молодожёна Ленина это никак не взволновало. Здесь стоит заметить, что Владимир Ильич, в отличие от своих коллег-революционеров, придерживался довольно консервативных взглядов на семью и охотно общался с родственниками. Мнение матери и старшей сестры для него всегда было важно. Только в случае с Крупской Ленин однозначно встал на её сторону и не дал повода для развития семейного конфликта. Известно, что в 1912 году Надежда Константиновна навещала в Париже уже смертельно больного Курнатовского, приносила газеты и продукты, долго беседовала с ним. Был ли это лишь визит вежливости? В 1912 году Владимир Ильич воспринял это именно так.

Из-за болезни у Надежды Константиновны не могло быть детей. Супруги никогда публично, даже с близкими людьми, не делились своей болью по этому поводу. Крупская хотела иметь ребёнка, она даже ездила с этой целью лечиться в Уфу, где ей и поставили окончательный диагноз «бесплодие». Документы, подтверждающие этот факт, были обнаружены совсем недавно. Позже, уже за границей, Крупская заболела базедовой болезнью, пришлось делать операцию. В письме матери Ульянов сообщал, что Надя «была очень плоха – сильнейший жар и бред, так что я перетрусил изрядно...». Впрочем, наличие детей никогда не останавливало пламенных революционеров. Ещё реже оно отвращало их от избранного пути. Вспомним Л.Д. Троцкого, который бросил в Сибири жену с двумя маленькими дочерьми и помчался делать революцию 1905 года…

Ленин же, как мы знаем, так и не оставил некрасивую, бесплодную, к тому же больную женщину. Напротив, всегда очень боялся её потерять. Скорее всего, как ни пошло это звучит, семейный союз Ульяновых был основан на родстве интересов, на интеллектуальном взаимодействии и даже дополнении друг друга.

Именно Надежда Константиновна умела мудро и незаметно направить руку Ленина, изменить ход его мыслей, сделав вид, что она лишь помогает в его работе. Ильич не терпел возражений, но Крупская, как всякая умная женщина, не имела обыкновения возражать. Мягко, исподволь она заставляла прислушиваться к себе, да так, что её мнение невозможно было проигнорировать. Так любящая мать незаметно направляет в нужное русло энергию расшалившегося ребёнка.

Один из соратников Ленина Г.И. Петровский вспоминал:

Не правда ли, симпатичная картинка, больше похожая на хорошо срежиссированную сцену? «Милые бранятся - только тешатся». Нет, Крупская не была ни «наседкой», ни «душечкой». Ей не нужно было славы или дешёвых самоутверждений. Её Галатеей стал Владимир Ильич, и она удачно справилась с ролью Пигмалиона.

В истории с Инессой Арманд Крупская также повела себя, как мудрая женщина: «чем бы дитя ни тешилось…» . Она знала, что ей ничто не угрожает. Чувства чувствами, от их взрыва самый «бронированный» человек не застрахован, а спайка двух сообщников оказалась гораздо сильнее. Говорили, будто Крупская предлагала Ленину развестись сразу после возвращения в Россию, но Владимир Ильич ни на шаг не отпускал от себя преданную подругу. Ещё бы: с Инессой хорошо было отдыхать, а в России предстояла важная работа. Незаметная старушонка Крупская могла спокойно наблюдать из-за его плеча, говорить с людьми, оценивать ситуацию и настроение масс куда более трезво, чем вечно занятый на революционных митингах вождь большевиков. Она была его «глаза и уши», верный помощник, бессменный секретарь, муза, критик, часть него самого. Весной-летом 1917 года в жизни Ленина на карту было поставлено всё. Любовь, в таком случае, могла и подождать.

Что бы там ни говорили, супруги были искренне привязаны друг к другу. Всем известны воспоминания курсанта-часового, дежурившего у квартиры Ульяновых в Кремле. Владимир Ильич, подобно преданному псу, узнавал о приближении Надежды Константиновны задолго до того, как на лестнице раздавались её шаги, бежал встречать, на ходу делился мыслями, нередко спрашивал её мнения или совета.

В 1919 году, когда уже многое было сделано вместе, Крупская неожиданно уезжает на Урал. Она просит мужа оставить её работать самостоятельно, возможно, вновь намекает на необходимый развод, но тут же получает полное истерики письмо: «…и как ты могла придумать такое? Остаться на Урале?! Прости, но я был потрясён» .

С Урала Крупскую возвращают практически насильно. Вскоре умирает Арманд. Александра Коллонтай вспоминала:

Ленин нуждался в поддержке, и своё плечо вновь подставила Надежда Константиновна. Неожиданная болезнь мужа напугала её, но не выбила из равновесия: на этом этапе Крупская была нужна Ленину, как никогда. Она с честью и до конца выполнила свой долг.

Жизнь без Ленина

У всех «постсоветских» биографов Крупской в той или иной мере проскальзывает вопрос: за что Сталин так ненавидел Надежду Константиновну? Если бы она была только несчастной вдовой, безобидной старушкой, каковой выглядит на всех фотографиях 20-30-х годов, то какую же опасность такая женщина могла представлять для его формирующейся власти?

Противостояние нарождающегося диктатора и Надежды Константиновны, как мы знаем, началось ещё до смерти Владимира Ильича. ЦК ВКП(б) поручил своему генеральному секретарю И.В.Сталину наблюдать за соблюдением режима, назначенного Ленину врачами. Сталин воспользовался этим, дабы полностью изолировать больного от политической жизни, но Крупская понимала: полная бездеятельность для Ильича равносильна смерти. Благодаря Крупской, в 1922-23 годах Ленин отчасти был в курсе того, что происходит в ЦК. В ходе «грузинского инцидента», всецело разделяя точку зрения мужа на «великодержавный шовинизм» Сталина и Дзержинского, Крупская пыталась привлечь на свою сторону Троцкого – главного политического противника Сталина. В декабре 1922 года Ленин, с разрешения врачей, надиктовал Надежде Константиновне письмо Троцкому по поводу монополии внешней торговли. Узнав об этом, Сталин по телефону грубо обругал Крупскую, угрожая ей разбирательством на уровне Контрольной комиссии. Содержание этого письма вполне невинно: Ленин выражал в нем свое удовлетворение тем, как был решён на Пленуме вопрос о монополии и высказывал свои соображения о постановке этого вопроса на съезде. Сам Сталин был вполне согласен с ленинской позицией, но, во-первых, письмо было адресовано не ему, а Троцкому (!), а, во-вторых, оно означало сохранение политической активности Ленина, являлось фактом его продолжающегося участия в жизни партии и государства. Всё это крайне обеспокоило Сталина. Иначе вряд ли можно объяснить откровенный срыв, который позволил себе генсек в отношении супруги больного вождя. О содержании и интонациях этого выговора можно судить по письму Крупской к Каменеву, отправленному 23 декабря:

Ленин узнал о выходке Сталина лишь 5 марта 1923 года. И сразу же продиктовал секретарю записку:

Скрипя зубами, Сталин извинился, но «ссора» закончилась значительным ухудшением здоровья Владимира Ильича. Оскорбив Крупскую, Сталин добился большего, чем все враги Ленина вместе взятые: главу государства окончательно разбил паралич, он не мог ни двигаться, ни разговаривать. В «Письме к съезду», которое долгое время было принято называть политическим завещанием вождя, Ленин писал о грубости генерального секретаря ЦК с пожеланием его отставки.

Такого Сталин простить не смог. Ещё при больном Ленине он постарался убрать «старуху» с политической сцены, а когда вождь умер, Сталин вступил с Крупской в яростную борьбу. Он не собирался с кем бы то ни было делить свою власть, тем более с вдовой Ленина. Надежда Константиновна умоляла похоронить мужа, но его тело превратили в забальзамированную мумию и выставили на всеобщее обозрение. Крупской был предложен стул рядом с гробом, на котором она должна была проводить положенные Сталиным часы. Более изощрённой пытки, казалось, невозможно и придумать, но всегда сдержанная, спокойная Надежда Константиновна выдержала и это испытание.

Крупская пережила Ленина на пятнадцать лет. Давняя болезнь мучила и изнуряла её. Она не сдавалась: каждый день работала, писала рецензии, статьи, давала указания, учила жить, но «тандем» единомышленников, увы, развалился. Крупская теоретизировала, а дать ход её мыслям и настоять на праве их высказать было уже некому.

Природная душевная доброта Надежды Константиновны по-прежнему вполне мирно уживалась с суровыми революционными идеями. На XIV съезде партии Крупская поддержала «новую оппозицию» Г. Е. Зиновьева и Л. Б. Каменева в их борьбе против И. В. Сталина, но впоследствии признала эту позицию ошибочной. Испугалась? Вряд ли. Скорее всего, просто устала стучаться в пустоту.

До конца жизни товарищ Крупская выступала в печати и оставалась членом ЦК, ВЦИК и ЦИК СССР. В 1926-1927 годах она выступала на пленумах и вполне добровольно голосовала за предание суду Н.И. Бухарина, за исключение из партии Л.Д. Троцкого, Г.Е. Зиновьева, Л.Б. Каменева. Иногда вдова Ленина ходатайствовала за репрессированных, но большей частью безрезультатно. Постепенно никогда не имевшая детей женщина «скатилась» исключительно к проблемам педагогики и народного образования. В 1929 году Крупская заняла пост заместителя наркома просвещения РСФСР и стала одной из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания» . Главполитпросвет во главе с Крупской ещё в начале 1920-х годов расправился со старой системой гуманитарного образования. В вузах были упразднены философские, филологические и исторические факультеты. Специальным декретом правительства вводился обязательный научный минимум, предписывающий изучать такие дисциплины, как исторический материализм, пролетарская революция и т.п. Всеобщая ликвидация безграмотности населения проводилась новым правительством с сугубо утилитарной целью: каждый пролетарий должен самостоятельно уметь читать декреты и постановления советской власти.

Когда Сталин резко повернул курс на индустриализацию и коллективизацию страны, Н.К. Крупская не смогла молчать. Она стала, пожалуй, единственным человеком в ЦК, кто решился открыто выступить против бесчеловечных методов форсирования социалистического строительства.

«Летом 1930 года перед XVI съездом партии в Москве проходили районные партийные конференции, – пишет в своей книге «Они окружали Сталина» историк Рой Медведев. – На Бауманской конференции выступила вдова В.И. Ленина Н.К. Крупская и подвергла критике методы сталинской коллективизации, заявив, что эта коллективизация не имеет ничего общего с ленинским кооперативным планом. Крупская обвиняла ЦК партии в незнании настроений крестьянства и в отказе советоваться с народом. «Незачем валить на местные органы, – заявила Надежда Константиновна, – те ошибки, которые были допущены самим ЦК».

Когда Крупская еще произносила свою речь, руководители райкома дали знать об этом Кагановичу, и он немедленно выехал на конференцию. Поднявшись на трибуну после Крупской, Каганович подверг ее речь грубому разносу. Отвергая ее критику по существу, он заявил также, что она как член ЦК не имела права выносить свои критические замечания на трибуну районной партийной конференции. «Пусть не думает Н.К. Крупская, – заявил Каганович, – что если она была женой Ленина, то она обладает монополией на ленинизм».

Эти слова не могли не оскорбить Надежду Константиновну. С другой стороны, если бы с такой критикой выступил кто-нибудь другой, вряд ли дело ограничилось бы обычным порицанием. Крупскую же оставили в покое: не исключили из партии, не объявили «врагом народа», но стали относиться к ней как к сумасшедшей старухе. В 1930-е годы она продолжала заниматься делами народного просвещения. Крупской приписывают кампанию по борьбе с «наследием царского режима»: произведениями Достоевского, Крылова, Лафонтена, Мережковского и других авторов, «вредных» для воспитания юношества. Согласно подписанной Крупской инструкции Главполитпросвета из библиотек и читален изымались детские издания, сказки русских писателей. То ли Надежде Константиновне самой что-то недодали в детстве, то ли она пыталась таким образом компенсировать своё несостоявшееся материнство, но в одной из статей «всесоюзная бабушка» Крупская вполне серьёзно писала: «Мы ратуем против сказок... Ведь это мистика» («Избранные статьи и речи». М., 1969, с. 107). Борьба со «сказками» побудила её в конце 1930-х годов развернуть кампанию против произведений Чуковского, запретить некоторые книги А. Гайдара, предъявлять слишком жёсткие требования к детской литературе, которая должна не развлекать, а воспитывать борцов. Многочисленные труды Надежды Константиновны по педагогике сегодня имеют только историческое значение для тех, кто интересуется взглядами большевиков на проблему воспитания детей. Подлинное значение Крупской - в работах Ленина, её кумира и соратника.

В 1938 году писательница Мариэтта Шагинян обратилась к Крупской по поводу рецензии и поддержки ее романа о Ленине «Билет по истории». Надежда Константиновна ответила ей подробным письмом, чем вызвала страшное негодование Сталина. Разразился скандал, ставший предметом обсуждения ЦК партии.

«Осудить поведение Крупской, которая, получив рукопись романа Шагинян, не только не воспрепятствовала появлению романа на свет, но, наоборот, всячески поощряла Шагинян, давала о рукописи положительные отзывы и консультировала Шагинян по различным сторонам жизни Ульяновых и тем самым несла полную ответственность за эту книжку. Считать поведение Крупской тем более недопустимым и бестактным, что т. Крупская сделала все это без ведома и согласия ЦК ВКП(б), превращая тем самым общепартийное дело составления произведений о Ленине в частное и семейное дело и выступая в роли монополиста и истолкователя общественной и личной жизни и работы Ленина и его семьи, на что ЦК никому и никогда прав не давал…»

Документ, конечно, абсурдный. Но с другой стороны, не сама ли Надежда Константиновна когда-то запустила маховик этой машины, отдав органам партии преимущественное право на мыслительную деятельность? Идеал в его реализации оказался гораздо нелепее, чем она могла предположить…

Из жизни Крупская ушла внезапно. Почти все современные биографы и историки указывают на некую тайну, связанную со смертью уже немолодой и болезненной женщины. На наш взгляд, самая большая загадка - это то, о чём она собиралась говорить на XVIII съезде партии. О своём решении выступать перед делегатами она делилась со многими соратниками. Не исключено, что речь могла быть направлена против Сталина, но никаких черновиков или тезисов предполагаемой речи в бумагах Крупской не обнаружили. В воскресенье 24 февраля 1939 года к Надежде Константиновне приехали друзья - отметить приближающееся семидесятилетие. До дня рождения оставалось два дня, но Крупская не хотела тратить на приём поздравлений обычный рабочий день. Стол был скромный - пельмени, кисель. Крупская выпила несколько глотков шампанского, была весела и оживлённо беседовала с друзьями. Вечером почувствовала себя очень плохо. Вызвали врача, но он почему-то приехал через три с половиной часа. Диагноз поставили сразу: «острый аппендицит-перитонит-тромбоз». Необходима была срочная операция, но её не сделали. Очевидно, кремлёвские врачи понимали, что наркоз просто убьёт пожилую женщину, а в её смерти обвинят их. Прецедент уже был: в 1925 году под наркозом скончался М.В. Фрунзе, а в 1926-м Б. Пильняк написал свою «Повесть непогашенной луны». В 1939 году Сталин вряд ли ограничился бы повестью…

Она была для Ленина больше, чем просто женой. Все последующие 15 лет, которые Надежда Константиновна прожила без мужа, она продолжала дело, которое объединило их в 1894 году.

Семейная легенда

Долгое время биография Надежды Константиновны представала в заранее согласованном и утвержденном виде: родилась в обедневшей дворянской семье, отец – поручик, мать – гувернантка. Но в 70-е годы вышла книга Рубанова и Нежинского «Крупская в Петербурге», в которой озвучены некоторые подробности (ссылка на них присутствует и в исследовании Виталия Абрамова, опубликованном в 2005 году в журнале «Родина»). Дворянский род Крупских берет начало от Петровских времен. Отсутствие высоких званий и благосостояния предки Надежды Константиновны с лихвой компенсировали небывалой храбростью. По хорошо известной в семье Крупских легенде, штабс-капитан Игнатий Андреевич Крупский (дед Надежды Константиновны) отличился при взятии Измаила. Та же легенда гласила, что бравый офицер получил в том бою «награду» - взял в жены одну из красавиц-турчанок, освобожденную из гарема. Правда, Абрамов утверждает, что найденные им документы опровергают легенду о службе деда Крупской в русской армии и его участии в штурме Измаила.

Одиночество и вера

Как вспоминала сама Крупская, ее «религиозность» продолжалась до двадцати с небольшим лет. Ее причину Надежда Константиновна видела не в «мистике», а в одиночестве. У нее было достаточно подруг, но разговаривать с ними на сокровенные темы она не могла. Говорила, что «не умеет выразить переживания так, чтобы они были понятны другим». Крупская писала, что Бог, по тогдашним ее понятиям, «должен понимать, что происходит в душе у каждого человека». Она вспоминала, как любила часами смотреть на лампадку перед иконами. Впрочем, марксизм оказался намного проще для ее понимания, к тому же он лишил ее одиночества. Борьбе с детским одиночеством Крупская отдаст немало сил, настаивая на том, что необходимо налаживать «коллективную работу детей», которая позволит им осознать себя частью единого целого. Она разработает конкретную методику для учителей по сплочению коллектива, члены которого смогут «идти сообща к новой, счастливой, интересной и полноценной жизни».

Молодожены

Надежда и Владимир познакомились на одном из вечеров петербургских марксистов, устроенном у инженера Классона. Что покорило недавнюю гимназистку, увлеченную революционными идеями, в будущем вожде мирового пролетариата: острый ум, красноречие, задатки лидера? Вероятно, все сразу. По воспоминаниям революционера Глеба Кржижановского, «Владимир Ильич мог найти красивее женщину… но умнее, чем Надежда Константиновка, преданнее делу, чем она, у нас не было…» Они обвенчались во время ссылки в Шушенском. В этом забытом Богом местечке они проведут, пожалуй, самые счастливые мгновения своей жизни. Много позже Крупская напишет, что ссылку скрашивало то, что они были молодоженами: «То, что я не пишу об этом в воспоминаниях, вовсе не значит, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти…»

Сладости и споры

Тот факт, что Надежда Константиновна не была идеальной хозяйкой, пожалуй, уже не вызывает сомнения. Долгое время вести хозяйство ей помогала мать – Елизавета Васильевна. После ее смерти Крупская признавалась, что семейная жизнь стала «еще более студенческой». В статье «Что ел Ленин» Вильям Похлебкин, в частности, пишет о том, что систематическое потребление яиц после 40 лет вредно, как и не переработанное молоко. Впрочем, однообразное меню не стоит напрямую связывать только с отсутствием у Крупской кулинарных талантов. Иногда нормально питаться было невозможно в силу обстоятельств. Интересно, что в той же статье Похлебкин рассказывает, что именно Крупская приучила Ленина есть сладости (эта «роскошь» была под запретом для него с раннего детства). Ильич возмущался и отнекивался, но в итоге, как воспоминала Надежда Константиновна, «ел с удовольствием».
Надежда Константиновна входила в число тех немногих людей, которые могли спорить с Владимиром Ильичом. Иногда ей даже удавалось выходить победителем. Как вспоминал один из соратников Ленина Григорий Петровский, Надежда Константиновка могла не согласиться с мнением Владимира Ильича. «Возражать Владимиру Ильичу было очень трудно, так как у него все продумано и логично, - писал Петровский. - Но Надежда Константиновна подмечала «погрешности» в его речи, чрезмерное увлечение чем-нибудь…» Нередко после ее замечаний Ленин «посмеивался и затылок почесывал», а его вид свидетельствовал, иронично подмечал революционер, что Владимиру Ильичу «иногда попадает».

Кумиры

Еще до увлечения марксистскими идеями Надежда восхищалась пушкинской Татьяной, «милым идеалом» русской женщины: преданной, чистой, стойкой, готовой принести себя в жертву. Своей жизнью Крупская докажет, что не только соответствует выбранному идеалу, но и во многом превзойдет Татьяну Ларину, в первую очередь, своей преданностью. Другим увлечением Надежды было «толстовство», в котором, впрочем, юная барышня совсем скоро разочаровалась. После прочтения «Капитала» Маркса весной 1890 года Крупская написала: «Я точно живую воду пила. Не в терроре одиночек, не в толстовском самоусовершенствовании надо искать путь. Могучее рабочее движение - вот выход». Она выбрала единственный, по ее мнению, путь, и прошла его до конца.
О том, что Крупская высоко ценила педагогические идеи Льва Толстого, называя его статьи «неисчерпаемой сокровищницей мыслей и духовного наслаждения», известно широко. Но это не помешает ей позднее, встав по главе Главполитпросвета, запретить не только философские статьи Толстого, но и Платона, Канта, Шопенгауэра, Владимира Соловьева, Рэскина, Ницше, Тэна.

«Муть» и «галиматья»

Крупская фактически поставила крест и на творчестве Корнея Чуковского. В своей статье, опубликованной в начале 1928 года в «Правде», она назовет «Крокодил» Чуковского «болтовней», неуважением к ребенку, для которого чтение подобной «буржуазной мути» не пройдет бесследно. Крупская считала непозволительным вводить в заблуждение детей: «вместо рассказа о жизни крокодила они услышат о нем невероятную галиматью». Возмутила Крупскую мещанская обстановка, в которой живет Крокодил Крокодилович, и эпизод с проглоченной салфеткой, который «приучает пошлость не замечать». К «промахам» автора она относит и награду шоколадом, который получает за свой «подвиг» мальчик Ваня, а также сцены, где появляется «орущий и визжащий народ». В конце следующего года Чуковский будет вынужден «покаяться» и отречься от сказок (его письмо будет опубликовано в «Литературной газете») – до 1942 года он не напишет ни одной сказки.
Вместе с тем Крупская поможет с жильем другому «выдумщику» - Михаилу Булгакову. Подробности, которые помогли писателю остаться в Москве, он изложит в рассказе «Воспоминание» 1924 года. Крупская будет хлопотать за многих «провинившихся», в том числе выступать против преследования детей «врагов народа».

Загадка смерти

Причины смерти Крупской по-прежнему остается загадкой. По одной из версий, озвученной в частности Верой Васильевой в книге «Кремлевские жены», вина за смерть Надежды Константиновны лежит на Сталине – присланный на юбилей торт (в других источниках – конфеты) был якобы отравлен. Впрочем, не совсем тогда понятно, каким образом «уцелели» остальные гости? Или они не отведали отравленного угощения? По официальной версии к причинам смерти Крупской отнесли обострившуюся базедову болезнь, которая повлекла за собой заболевание сердца. Когда 24 февраля у нее появились резкие боли в животе, она была доставлена в больницу, где у нее обнаружили закупорку склерозированных сосудов кишечника с последующим омертвением части кишечника и воспалением брюшины. Правда, ходили слухи, что медики прибыли только через 3 часа после вызова, что также могло повлиять на трагический исход дела. Как бы то ни было, ее смерть останется еще одной исторической загадкой. Надежда Константиновна была похоронена у Кремлевской стены. Урну с ее прахом нес лично Сталин.

Надежда Константиновна Крупская (в замужестве Ульянова). Родилась 14 (26) февраля 1869 года в Санкт-Петербурге - умерла 27 февраля 1939 года в Москве. Русская революционерка, советский государственный партийный, общественный и культурный деятель. Жена В.И. Ленина.

Надежда Крупская родилась 14 (26 по новому стилю) февраля 1869 года в Санкт-Петербурге в бедной дворянской семье.

Отец - Константин Игнатьевич Крупский (1838-1883), поручик, участвовал в Комитете русских офицеров, поддерживал участников Польского восстания 1863 года.

Мать - Елизавета Васильевна Тистрова (1843-1915), гувернантка.

Дед - Игнатий Андреевич Крупский (1794-1848).

Дед - Василий Иванович Тистров (1799-1870), горный инженер, рудознатец, управляющий Барнаульского сереброплавильного завода, Сузунского медеплавильного завода, Томского железоделательного завода, первый пристав Барнаульского краеведческого музея.

В 1887 году окончила с золотой медалью частную женскую гимназию кн. А. А. Оболенской в Петербурге.

В 1889 году поступила на Бестужевские курсы в Петербурге, но училась там лишь год. В 1890 году, будучи слушательницей Высших женских курсов, вступила в студенческий марксистский кружок и с 1891 по 1896 годы преподавала в Петербургской воскресной вечерней школе для взрослых за Невской заставой на Шлиссельбургском тракте, занимаясь пропагандистской работой.

Библиография Надежды Крупской:

Крупская Н. К. Вопросы народного образования. - М.; Петроград: Коммунист, 1918. - 286 с.;
Крупская Н. К. Народное образование и демократия. - М.; Петроград: Коммунист, 1919. - 132 с.;
Крупская Н. К. Народное образование и демократия. - Берлин: Гос. изд. РСФСР, 1921. - 121 с.;
Крупская Н. К. Заветы Ленина в области народного просвещения. - М.: Работник просвещения, 1924. - 31 с. То же. - М.: Работник просвещения, 1925. - 31 с.;
Крупская Н. К. О дошкольном воспитании в деревне: (III Всеросс. конференция по дошкольному воспитанию). - М.: Дошкольн. отд. Главсоцвоса, 1926. - 15 с.;
Крупская Н. К. О школе крестьянской молодежи: (Речи и статьи). - М.: Долой неграмотность, 1926. - 40 с.;
Крупская Н. К. О работе среди женщин: Сборник статей с краткой биографией. - М.; Л.: Госиздат, 1926. - 156 с.;
Крупская Н. К. На третьем фронте: Статьи и речи. В 2-х частях.: Ч. 1: Социальное воспитание детей и подростков. - М.: Работник просвещения, 1927. - 156 с; Ч. 2: Политико-просветительная работа. - М.: Работник просвещения, 1927. - 126 с.;
Крупская Н. К. Единый план и новые методы культработы. - М.: Работник просвещения, 1930. - 18 с.;
Крупская Н. К. Политпросветработа. - М.; Л.: Учпедгиз, 1932. - 319 с.;
Крупская Н. К. Собрание сочинений. В 4 томах. (1930-1934);
Крупская Н. К. Клара Цеткин, М., 1933;
Крупская Н. К. Коммунистическое воспитание смены: Статьи и речи. - М.: Мол. гвардия, 1934. - 255 с.: портр.;
Крупская Н. К. Ленинские установки в области культуры: сборник статей. - М.: Партиздат, 1934. - 257 с.: ил.;
Крупская Н. К. Что писал и говорил Ленин о библиотеках. - М.: Партиздат, 1934. - 43 с. То же. - М.: б. и., 1955. - 84 с.;
Крупская Н. К. Биография В. И. Ленина, М.: Институт Марксизма-Ленинизма, 1935.;
Крупская Н. К. О самообразовании: сб. статей. - М.: Мол. гвардия, 1936. - 99 с.;
Крупская Н. К. Женщина равноправный гражданин СССР: Сб. ст. и речей. - М.: Партиздат, 1937. - 69 с.;
Крупская Н. К. Женщина страны Советов - равноправный гражданин. - М.: Партиздат, 1938. - 165 с.: портр., ил.;
Крупская Н. К. Письма пионерам. - М.: Мол. гвардия, 1938. - 95 с. То же. - М.; Л.: Детгиз, 1940. - 55 с.;
Крупская Н. К. О преподавании в средних школах взрослых: Сборник статей и докладов - М.: Учпедгиз, 1939. - 112 с.: портр.;
Крупская Н. К. О молодежи. - М.; Л.: Мол. гвардия, 1940. - 222 с.;
Крупская Н. К. Советским детям: (сборник статей). - Калинин: Обл. лит. изд-во, 1940. - 96 с.;
Крупская Н. К. О воспитании и обучении: Сборник избранных педагогических произведений / Составили: Н. А. Константинов и Н. А. Зиневич. - М.: Учпедгиз, 1946. - 317 с.: портр.;
Крупская Н. К. Избранные педагогические произведения. - М.; Л.: Академия пед. наук РСФСР, 1948. - 360 с.: портр.;
Крупская Н. К. Избранные педагогические произведения / Ред. коллег.: И. А. Каиров (гл. ред.), Н. К. Гончаров и Н. А. Константинов. - М.: Академия пед. наук РСФСР, 1955. - 868 с.: портр.;
Крупская Н. К. О коммунистическом воспитании: Избранные статьи и речи / Крупская Н. К. - М.: Мол. гвардия, 1956. - 424 с.: портр.;
Крупская Н. К. Избранные педагогические произведения. - М.: Учпедгиз, 1957. - 715 с.: портр.;
Крупская Н. К. О культурно-просветительной работе: Избр. статьи и речи / [Сост., авт. вступит. статьи и примеч. канд. пед. наук Л. С. Фрид]. - М.: Сов. Россия, 1957. - 163 с.: портр.;
Крупская Н. К. Воспоминания о Ленине. - М.: Госполитиздат, 1957. - 439 с.: портр. То же. - М.: Политиздат, 1989. - 494 с.: ил.;
Крупская Н. К. О библиотечном деле: Сборник. - М.: б. и., 1957. - 715 с.: ил., портр.;
Крупская Н. К. О юных пионерах. - М.: Академия пед. наук РСФСР, 1957. - 334 с.: портр.;
Крупская Н. К. Педагогические сочинения: В 11-ти томах (1957-1963);
Крупская Н. К. О дошкольном воспитании: Сборник статей и речей. - М.: Учпедгиз, 1959. - 208 с.: портр.;
Крупская Н. К. Об учителе: Избр. статьи и речи. - М.: Академия пед. наук РСФСР, 1959. - 327 с.: портр.;
Крупская Н. К. О самообразовании: Сборник. - М.: б. и., 1960. - 83 с.;
Крупская Н. К. Об учителе: Избр. статьи, речи и письма. - М.: Академия пед. наук РСФСР, 1960. - 360 с.: ил.;
Крупская Н. К. О вожатом и его работе с пионерами. - М.: Мол. гвардия, 1961. - 224 с.: ил. То же. - М.: Мол. гвардия, 1977. - 191 с.: ил.;
Крупская Н. К. О воспитании в семье: Избр. статьи и речи / [Сост. и предисл. Н. И. Стриевской]. - М.: Академия пед. наук РСФСР, 1962. - 208 с.: портр.;
Крупская Н. К. Трудовое и политехническое обучение / Вступит. статья, подгот. текста и примеч. И. В. Чувашева. - М.: б. и., 1962. - 151 с.;
Крупская Н. К. Об искусстве и литературе: Статьи, письма, высказывания / Подгот. текста, вступ. ст. и прим. И. С. Эвентова. - Л.; М.: Искусство, 1963. - 282 с.;
Крупская Н. К. Из атеистического наследия / Сост. и авт. вступит. статьи Г. С. Цовьянов. - М.: Наука, 1964. - 307 с.: портр.;
Крупская Н. К. О школьном самоуправлении: Сборник статей и выступлений / Сост. и авт. вступит. статьи В. М. Коротов. - М.: Просвещение, 1964. - 207 с.: портр.;
Крупская Н. К. Октябрьские дни: [Из книги «Воспоминания о Ленине»]. - М.: Политиздат, 1967. - 31 с.;
Крупская Н. К. О дошкольном воспитании: Сборник статей и речей. - М.: Просвещение, 1967. - 367 с.: ил.;
Крупская Н. К. Избранные педагогические произведения: [Пособие для студентов пед. ин-тов и учителей] / [Сост., авт. вступит. статьи и примеч. Ф. С. Озерская и Н. А. Сундуков]. - М.: Просвещение, 1968. - 695 с.;
Крупская Н. К. О Ленине: Сборник статей и выступлений. - М.: Политиздат, 1971. - 304 с.: ил. То же. - М.: Политиздат, 1979. - 382 с.: ил. То же. - М.: Политиздат, 1983. - 368 с.: ил.;
Крупская Н. К. О Владимире Ильиче: Из воспоминаний / [Рис. В. Коновалова]. - М.: Дет. лит., 1970. - 447 с.: ил.;
Крупская Н. К. О Владимире Ильиче Ленине: [Книга для чтения на англ. яз. для учащихся старших классов сред. школы] / [Пер. комментарий и словарь М. Е. Бирман]. - М.: Просвещение, 1971. - 127 с.: ил.;
Крупская Н. К. Воспитывать достойную смену: Избр. статьи, речи, письма / Предисл. В. С. Дридзо. - М.: Политиздат, 1973. - 304 с.: ил., портр.;
Крупская Н. К. Дети - наше будущее: [Сборник статей и речей о дошкольном воспитании]. - М.: Просвещение, 1975. - 302 с.: ил.;
Крупская Н. К. О библиотечном деле: Избранные работы / Вступит. статья О. С. Чубарьяна. - М.: Книга, 1976. - 224 с.;
Крупская Н. К. Педагогические сочинения: В 6-ти томах (1978-80);
Крупская Н. К. О политехническом образовании, трудовом воспитании и обучении / Сост. Ф. С. Озерская. - М.: Просвещение, 1982. - 223 с.;
Крупская Н. К. О библиотечном деле: Сборник трудов. В 6-ти томах (1982-87);
Крупская Н. К. О коммунистическом воспитании школьников: Сб. статьей, выступлений, писем / Сост. О. И. Грекова. - М.: Просвещение, 1987. - 256 с.;
Крупская Н. К. Избранные произведения / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. - М.: Политиздат, 1988. - 429 с.: портр.;
Крупская Н. К. Воспитание молодежи в ленинском духе. - М.: Педагогика, 1989. - 318 с.: портр.

Загрузка...
Top